Финансовые возможности России, которые мы ещё не использовали

В одной из прошлых статей я начал развивать тему возможностей России, которые мы пока не задействуем и держим в своём стратегическом резерве. В прошлый раз речь шла о военных возможностях и помощи других стран, которую нам предлагали. А в этой статье хотел бы поговорить о наших финансовых возможностях.

Обсудить финансовые возможности России особенно интересно, потому что сюда и направлен основной удар Запада. Ведь победить нас на поле боя у них не получается, и по старой традиции русских пытаются победить как-нибудь изнутри, например поломать нам экономику.

Зная, что мы несём повышенные военные расходы, Запад пытается нанести удар по нашим доходам и создать нам дефицит бюджета. Вот например за январь появилась статистика, что дефицит бюджета составил 1,76 триллиона рублей. Главным образом из-за резкого роста расходов, на 59% — до трёх триллионов рублей. Минфин объясняет такой скачок заключением контрактов и внесением авансов в начале года, то есть в течение остального года цифры дефицита будут гораздо ниже.

Но всё же и доходы упали на 28% по сравнению с январём 2022 г, а нефтегазовые на 46%. Хотя опять же это связано с тем, что в начале 2022 года цена на нефть была около ста долларов, а сейчас 81 доллар. Кроме того, наша нефть стала продаваться со скидкой в Индию и Китай. Но учитывая, что нефть в среднем стоила последние годы 60 долларов, то получается в начале 2022 года мы ещё получали сверхдоходы и у нас был профицит бюджета. А по бюджетному правилу мы долгие годы жили на 40 долларов с барреля, поэтому падение цен на нефть особо не ощущается. И всё же — создали санкции угрозу бюджету или нет?

Объективно и точно оценить состояние российской экономики сложно, потому что многие данные засекречены, чтобы Запад не разнюхивал лишний раз, с кем и чем мы торгуем в обход санкций, что покупаем запрещённого и что продаём тоже запрещённого. Но можно судить о состоянии нашей экономики по некоторым открытым данным.

Как мне кажется, наглядный способ оценить состояние любой экономики, это первым делом посмотреть на курс её валюты. Что у нас с рублём?

Курс рубля находится плюс-минус на тех же значениях, что и все последние 7-8 лет и составляет 71 рубль. График вы видите сами. И чтобы наглядно показать, что такое проблемы в экономике на самом деле, хотел бы для сравнения привести график турецкой валюты.


Вот где настоящие проблемы — турецкая лира бьёт антирекорды, а её график напоминает какую-то геометрическую прогрессию. Кстати Байден не просто так бредил о курсе 200 рублей за доллар, потому что именно такой ориентир был у США, когда они вводили санкции. И эффект судя по всему должен был напоминать турецкий сценарий, но не судьба.

Второй объективный показатель состояния экономики — инфляция. В Турции приводят разные цифры от 57% до 121%, а в России — 12%. Можно конечно привести пример чего-то такого, что подорожало у нас больше, но никто же не станет утверждать, что всё выросло в разы, а это значит, что данные о российской инфляции вполне реальны. Взять например тарифы на газ или свет — они выросли даже ниже, только на 9%.

Эрдоган же подозревает, что ему к выборам готовят на фоне всех этих проблем в экономике майдан, о чём он сам и заявил. Не знаю, связаны ли как-то с этим сегодняшние события в Турции или это трагическое совпадение. Но в любом случае нам до состояния турецкой экономики очень далеко, хотя можно привести и немало других примеров.

Выше чем у нас, инфляция в Польше или странах Прибалтики, и скорее Запад доведёт до майдана быстрее там ситуацию, чем в России. Но я бы хотел добавить к этой картине также наши золотовалютные резервы. Сегодня появилась новость, что мы заняли солидное четвертое место в мире по запасам золота и валюты. А это о многом говорит.

Если у человека наступают трудные времена в жизни и проблемы с доходами, он лезет в свою заначку, которую берёг как раз на такой день. Если у России столько резервов, значит Западу не удалось создать нашей экономике «чёрный день», в который обычно их вовсю тратят. Резервы и запасают на случай серьёзного кризиса в экономике, иначе просто нет смысла держать такие огромные деньги в заначке без дела.

Посмотрим, что у нас с резервами. Все данные взяты с сайта ЦБ РФ.

Резервы России росли с 2015 года. То есть мы уже более семи лет копим деньги. В 2015-ом у нас было 350 млрд., а сейчас почти 600 млрд.

Данные ЦБ РФ.

Это чуть меньше, чем было на максимуме, в начале февраля 2022 года. Тогда было 640 млрд. Но это не значит, что мы 40 млрд. потратили. Просто мы храним много в золоте, а цена на него меняется и сейчас она немного дешевле, чем была в феврале 2022 года. Вот взгляните сами:

Т.е. уменьшение резервов было связано с изменением цены на золото, которое сейчас стоит 1880 долларов, а стоило чуть больше двух тысяч. Тогда и наши резервы были на пике. Обратите внимание, что цена на золото последние месяцы росла (одна зелёная свечка один месяц). И наши резервы тоже росли. Значит так и есть — меняется цена на золото, меняется сумма наших резервов. Вывод — мы почти ничего не потратили и наши огромные резервы, можно сказать, лежат почти нетронутые.

Да, часть этих средств заморожена, но другой частью можно спокойно распоряжаться и тратить при желании. Даже половина из этой суммы это примерно пять годовых оборонных бюджетов России. Потратили мы совсем немного в реальном выражении, а не в пересчёте цен золота и валют, из-за которых данные на сайте ЦБ РФ туда-сюда меняются.

Минфин России в январе продал 2,274 миллиарда юаней и 3,6 тонны золота из ФНБ — это 38,5 млрд. рублей.
Такими темпами сбережения можно расходовать много лет, что говорит о том, что Западу не удалось создать достаточно серьёзные проблемы в российской экономике, иначе бы у нас не было четвёртого места по ЗВР в мире, и средства расходовались бы куда быстрее и их уже бы не было. Или оставалось совсем немного и мы бы не занимали 4-ое место по ЗВР.

Получается, что мы готовились к худшему, к чему-то типа турецкого варианта, а он не наступил. Но это только в плюс нам, что подготовились лучше, ведь могло быть хуже. А ведь некоторые страны и вовсе не стесняются жить сегодняшним днём и занимать сколько дадут, лишь бы прожить до дня завтрашнего. И это тоже, своего рода, ещё один стратегический рубеж, но лучше конечно до подобных рубежей не доводить ситуацию. Просто написал об этом, что и вариант кредитов существует на всякий пожарный случай, но до него нам очень далеко.

Россия это как крепость с несколькими рубежами стратегической обороны и Запад возится до сих пор где-то на первой линии, будучи не в состоянии не то что загнать Россию в долги и ленд-лизы, но даже хотя бы заставить нас по-крупному засунуть руку в свою заначку, которую мы собирали долгие годы, готовясь к кризису в мировой экономике.

Как и в своей прошлой статье на эту тему, я снова задаюсь вопросом — на что надеется Запад в своей борьбе, если не может толком взломать даже первую линию нашей экономической обороны в виде текущих доходов и расходов? Конечно в какой-то степени им удалось повлиять на наши доходы, но эффект явно очень далёк от изначально задуманного.

Бессмысленная какая-то борьба получается, учитывая сколько у нас ещё различных вариантов действий и ресурсов в запасе, которые мы пока не трогали. Возможно и на Западе теперь задаются этим же вопросом, когда по итогам 2022 года стало ясно, что санкции должным образом не сработали и в военном плане тоже особых успехов достичь не удалось, и думают наверное теперь, как отступить, но при этом не потерять лицо.

Шёпот Кремля
https://dzen.ru