Планы Байдена, замыслы Меркель и помыслы Путина

Проще простого

И всё-таки кто-нибудь должен, в конце концов, объяснить широкой публике, что значит использовать энергию как оружие. Что такое энергетическая блокада, большинство знают неплохо. Многие вообще – на личном примере. И этого опасаться со стороны Москвы как-то непросто.

Вообще-то перекрыть поставки газа в Европу, казалось бы, проще простого. Только вот что с ним потом делать, если уже добытый газ вот так просто пустить куда-нибудь ещё отнюдь не просто. Его и выпустить в атмосферу, по большому счёту, не получится.

Большой газ – это не плита на кухне, конфорку разом не закроешь. И не электричество, простым рубильником не отключишь. И даже не нефть, хотя и там такие месторождения, как у нас в Сибири, закрыть – это целая проблема. А открывать потом – и расходы немереные, и хлопот не оберёшься.

Не просто так попутный газ или сжигают, или целые производства создают для того, чтобы его поймать и на продажу пустить. То или другое – в зависимости от того, что выгоднее.

Читатели могут спросить – зачем этот ликбез? Может быть, кому-то и незачем, но, кажется нам, что очень многим совсем не помешает. Чтобы не думали, будто это русский диспетчер так и ждёт, как бы последовать наказу управдома Нонны Мордюковой из «Бриллиантовой руки»:

– Не будут брать, отключим газ!

Так к чему все эти сентенции? А к тому, что далеко не последний чиновник из Вашингтона – а официальный представитель Госдепартамента США по Европе и Евразии Виктория Нуланд первым делом пугает Россию санкциями именно за это.

За использование энергии в качестве оружия против европейских стран. Пока только гипотетическое. Нуланд даже пояснила:

«В рамках достигнутой договоренности Берлин обязуется оказывать давление на Евросоюз, чтобы тот принял меры, включая санкционные, чтобы ограничить экспорт российской энергии в Европу, если Москва будет использовать энергию как оружие.»

Нуланд (на фото) особо подчеркнула, что из Вашингтона активно консультировались с Киевом при подготовке соглашения по «Северному потоку-2» с Германией. Вот только как тогда быть с постоянными напоминаниями едва ли не каждого американского политика о том, что США «не предпринимали каких-либо действий, чтобы заставить Украину молчать»?

А я молчать не буду

Понятно, что официальный Киев молчать и не собирался, и президенту Владимиру Зеленскому вместе с командой весьма лестно, что с ними, по признанию Виктории Нуланд, обсуждали «их запросы и их слабые места».

Но ведь сама-то идея накинуть Киеву «платок на роток», похоже, так и витала в воздухе. Точнее – в кулуарах Госдепа и в коротких коридорах Белого Дома. Иначе её бы и не озвучивали – не такие уж простаки сидят сейчас в Вашингтоне. Лихие налёты а-ля Трамп пора забыть.

Озвучивать же просто пришлось – в ответ на публикацию крайне склочного издания Politico, где впервые заговорили о критике из Киева. И отнюдь не в адрес «Северного потока-2», тем более что в Вашингтоне всё чаще повторяют именно украинские оценки про «плохой трубопровод и плохую ситуацию».

Вашингтонский бомонд встревожили критические стрелы из Киева в адрес самой сделки США и ФРГ, ещё даже не ставшей достоянием широкой общественности. Понятно, что её основные параметры давно и всем понятны.

Сдаваться придётся, но капитулировать – никогда. Опять же, не просто так само согласование плана, который США и Германия наметили ещё до визита Ангелы Меркель в Вашингтон, анонсируется западными СМИ как большая победа.

Но согласие есть продукт, как известно из классики – «при полном непротивлении сторон». А пара запятых в согласованном тексте могут очень многое изменить. Хотя бы в оценках, и хотя бы на будущее.

А вопли и стенания из Киева могут лишить Вашингтон даже этой возможности сохранить лицо. Детали, точнее – крупные и важнейшие узлы американо-германской газовой сделки, повторим, хорошо известны и без подсказок на мове.

10 лет без права на что?

И неслучайно первым из таких узлов, о котором сообщала всё та же Нуланд, числится пункт о 10-летних гарантиях для Украины. Гарантиях продления как раз на 10 лет старого транзитного соглашения между Москвой и Киевом, которое истекает в 2024 году.

Понятно, что, если бы «Северный поток-2» построили на пару лет раньше, Украине было бы намного труднее. Хотя за это время и с Европой можно было бы договориться, да и с Россией заново поторговаться, и штатовский СПГ, прикупленный по случаю у русских по пути с Ямала, наперёд заказать.

Но всё пошло так, как пошло, а «Газпром» ухитрился многие сложности превратить в преимущества. Для начала – он только укрепил свои доминирующие позиции в проекте, и получил по крайней мере моральное право общаться с партнёрами как старший.

Кроме того, у газового концерна оказались развязаны руки для игр с ценами, чему поспособствовали и нефтяная война, и соглашение ОПЕК+. В итоге газ из «Северного потока-2» будет обходится Европе и конкретно Германии дороже, чем если бы он пришёл туда раньше.

Наконец, даже под санкциями «Газпром» из-за задержки со строительством, а скорее – благодаря этому, не влез в непомерные долги, и заимствует теперь даже на лучших условиях, чем до санкций (Газпром пожинает плоды победы). Другое дело, что пришлось ужаться акционерам, которые потеряли на дивидендах. Но раньше ещё не значило, что было бы лучше.

Теперь у Украины впереди чуть больше двух лет, чтобы заново договариваться с российским газовым гигантом. Договариваться в надежде на то, что у того будет экспортного газа существенно больше, чем смогут пропустить сразу два «Северных потока».

Не последние пункты

Остаётся дополнить картину уточнением того, что же должна будет зафиксировать как данность пока ещё федеральный канцлер Ангела Меркель в ходе своего последнего визита в Вашингтон.

Прежде всего – потенциальное, заметьте, именно потенциальное присоединение к американским санкциям против России на случай, если та будет использовать энергию в качестве оружия против европейских стран. Что это за условие, мы попробовали разобраться, но получилось не очень.

Вторым условием идут те самые 10 украинских лет. А ещё Меркель придётся расписаться за то, что её преемники будут оказывать давление на страны Евросоюза, как бы он ни трещал по швам, чтобы те тоже ограничивали экспорт российской энергии. Это же – оружие. В руках Москвы, похоже, просто страшное.

У Америки оно тоже есть, но дороже, и его намного меньше – даже Украине не хватит. Одна надежда на то, что до зелёной энергетики Европе и США, и уж тем более всему остальному отсталому миру – ой как далеко. И спрос на газ будет только расти, поскольку с нефтью довольно скоро всё будет совсем плохо.

Алексей Подымов, Виктор Малышев
https://topwar.ru