И все же победа над блоком Силуанова-Набиуллиной. ФНБ превращается в Фонд развития России

Еще полгода потребовалось государственникам для того, чтобы окончательно сломить волю системных либералов насчет распечатки Фонда национального благосостояния.

В принципе, все было решено еще в марте-феврале этого года, когда Владимир Путин поручил правительству подготовить перечень проектов под инвестиции из ФНБ к 1 мая 2021 года. Однако сделано этого не было

Тогда, в мае системные либералы начали трубить о том, что у нас наблюдается резкое ускорение инфляции. Соответственно, увеличивать государственные расходы, в том числе, путем распечатки ФНБ, не следует.

Действительно, подобная тенденция у нас наблюдается. К настоящему моменту в годовом выражении инфляция достигла уровня в 6,56%. Однако не совсем понятно, как именно отсутствие инвестиции из ФНБ помогло бы ее побороть.

Рост цен у нас случился не потому, что наша экономика имеет избыток денежной массы (наоборот, ее не хватает), а из-за роста мировых цен. В очередной раз повторять эту очевидность не будем. Тем не менее, системные либералы притормозили подготовку перечня инвестиционных проектов.

Но, несмотря на все это, государственники не просто составили список объектов, но и трансформировали ФНБ в полноценный Фонд развития России, который будет заниматься не только финансированием мегастроек, но и поддерживать проекты регионального уровня.

На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Владимиру Путину были озвучены некоторые подобные инициативы.

Так, например, за счет средств ФНБ предполагается профинансировать обновление транспорта в городах (на 52 млрд рублей), направить 150 млрд на обновление ЖКХ.

Создание малых атомных реакторов, внедрение системы беспилотного транспорта (на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург и маршруте Усть-Луга — Калининград) потребует 118 млрд средств из Фонда.

Помимо этого, деньги Фонда также будут затрачены при создании инфраструктуры для Северного морского пути (СМП).

Конечно, здесь же нельзя не упомянуть о том, что большие стройки из списка вычеркнуты не были. Так, в плане по-прежнему остается трасса М12 Москва — Казань, расширение БАМа и Транссиба, расширение железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла и многое другое.

И, что важно отметить, все это будет происходить на возвратной основе. То есть, проекты являются выгодными и безубыточными.

Как видим, инициативы правительства носят пространственный характер. Фонд не просто перестает быть «кубышкой Силуанова». Теперь он используется не только для мегастроек вроде расширения БАМа и Транссиба. Наоборот, вкладываемые средства направлены на поддержку, может быть, не самых объемных, но, вместе с этим, весьма важных проектов, на которых денег федерального и регионального бюджетов не хватает.

Таким образом, ФНБ становится вторым бюджетом правительства, но специализированным и компактным. Его расходы будут носить статус инвестиционных, а не текущих.

Подобная внедряемая практика полностью соответствует тем идеям, которые озвучивает академик Сергей Глазьев. Впрочем, она не нова.

Если мы посмотрим китайский опыт, то увидим, что в КНР имеется огромное количество специализированных фондов (а не один, как у нас), каждый из которых нацелен на решение проблем и рост инвестиций в конкретных отраслях. Именно поэтому в китайской экономике мы наблюдает постоянные вложения, которые позволяют стране развиваться. Они подчинены не сугубо коммерческой логике. Их задача шире — придать импульс развития всей экономике в целом.

У нас, конечно, до такого пока что не дошло. Однако тот факт, что ФНБ меняет свое назначение, безусловно, не может не вселять оптимизм.

Константин Двинский
https://zen.yandex.ru/media/dvinsky