Борьба с офшорами. Очередь дошла до госзакупок

Парадоксально, но до недавнего времени офшорные компании могли принимать легальное участие в государственных закупках. Другими словами, государственные деньги, заплаченные за соответствующие товары и услуги, выводились в офшоры.

Разумеется, учитывая курс государственников на деофшоризацию отечественной экономики, подобная ситуация не могли долго продолжаться. Еще в начале года Министерство финансов подготовило законопроект, согласно которому компаниям, в уставном капитале которых есть хотя бы 1% участия офшорной компании, не могут быть допущены до госзакупок.

Правда, сейчас Минфин несколько скорректировал законопроект.

Но обо всем по порядку

Так, согласно новой версии, допускается, что в уставном капитале компании, принимающей участие в госзакупках, 10% может принадлежать офшору. В принципе, не нужно слишком уж сильно критиковать данную меру.

Иностранными владельцами могут быть, например, акционеры, купившие акции компании на иностранной или российской бирже. Даже у нас, на ММВБ, имеется значительное число нерезидентов, которые торгуют как акциями, так и облигациями эмитетов. Разумеется, вполне возможен такой вариант, что нерезиденты приобретут более 10% акций.

В том случае, если подобным компаниям будет запрещено участие в госзакупках, то конкуренция в этой сфере снизится, что может привести к росту цены на товар. При этом, 10% участие нерезидентов не приведет к значительному оттоку капитала, ведь львиная доля прибыли останется в стране.

Плюс мы должны понимать, что выводиться нерезидентами будет именно прибыль, а не оборот. Если взять среднюю рентабельность в 10%, то нерезиденты смогут вывести не более 1% от общего государственного контракта.

Вместе с этим, бизнес уже начал бить тревогу. Так, «Деловая Россия» настаивает, чтобы «офшорная» доля была увеличена с 10% до 50%. В объединении предпринимателей заявляют, что подобное существенным образом повредит конкуренции. Однако данная формулировка является более, чем странной.

Если компания хочет участвовать в госзакупках, то логично, что абсолютное большинство прибыли должно оставаться внутри России, а не быть выведенной за рубеж. То, что значительная часть нашего бизнеса зарегистрирована в офшорах – это уже проблемы бизнеса, а не государства, которое хочет через госзакупки стимулировать рост экономики.

Если же прибыль будет меняться на доллары и отправляться в иностранные юрисдикции, то ни о каком развитии речи быть не может. Да, здесь останутся зарплаты, налоги и т.д., но рост экономики происходит только при прямом или косвенном реинвестировании прибыли. Вышеуказанные статьи (зарплаты, амортизация, налоги) – это текущие, а не инвестиционные расходы, которые, максимум, могут поддержать производство на текущем уровне, а не расширить его.

Во всем этом процессе отметим роль Министерства финансов. Несмотря на то, что на нашем канале ведомство Силуанова подвергается регулярной критике, действия Минфина по деофшоризации экономики можно признать эффективными.

Так, Министерство финансов в кратчайшие сроки пересмотрело или расторгнуло СИДН с наиболее популярными офшорами, создает благоприятные условия для перерегистрации компаний в «русские офшоры» (Калининград и Владивосток), а также занимается реальной деофшоризацией госзакупок.

Записки Двинского
https://zen.yandex.ru/media/dvinsky_club