Путин: о «красной черте» и трёх звонках для Запада

Повестка дня

Послание президента РФ Федеральному Собранию – это, как говорится, классика жанра. О нём знают, к нему готовятся, авторам даже случалось попасть в пресс-зал с трансляцией. Но от него не ждут каких-то мгновенных призывов к действию и решениям. Ведь тезисы в послании хоть и важны, но они носят, как известно, стратегический, но всё же – рекомендательный характер.

Однако не в этот раз – обращение президента к депутатам и сенаторам пришлось на весьма тревожный для страны момент, когда конфликт в Донбассе в любой момент мог превратиться в полномасштабную войну со всеми вытекающими последствиями. Главе государства, возможно, даже пришлось оперативно менять заготовленный текст, усиливая акценты, соответственно обстановке.

Традиционно послание можно разделить на две части: внутриполитическую и внешнеполитическую. И вторая составляющая, судя по повестке дня, должна быть в приоритете. Но это не совсем так. Исторический опыт показывает, что Россия впадала в затяжные кризисы как раз из-за внутреннего разлада и социального неустройства. А вот внешние факторы, наоборот, собирали и укрепляли страну. Потому ситуация внутри страны так же важна.

На первом месте, конечно, тема коронавируса. В послании Владимир Путин поблагодарил россиян, врачей и ученых за борьбу с пандемией Covid-19. С одной стороны, цифры вполне серьезные: 4,7 млн человек в стране заболели, умерло свыше 100 тыс. человек. Но, с другой стороны, разработана эффективная вакцина от коронавируса, вакцинация с трудом, но набирает обороты.

Государство за прошедший год расставило социальные акценты таким образом, что угроза массовой безработицы так и осталась по большому счету на бумаге, да на словах, то есть не превратилась в масштабную проблему. И самое главное – удалось сохранить единое экономическое пространство: регионы не замкнулись по принципу «хоть бы выжить самим».

Второй аспект – собственно, внутриполитический. Социальное раздражение в обществе постепенно, но растет. Власть продолжает закручивать «гайки», принимать карательные меры, но эффективность самого государственного механизма не повышается. Такие «маячковые» институты, как полиция и суды, по своей сути не меняются. Уже в 100 километрах от Москвы добиться быстрого реагирования на правонарушения очень трудно.

Поэтому к такому фактору, как Навальный (руководитель организации, включенной в реестр иностранных агентов), нужно относиться со всей серьезностью. Хоть это и «засланный казачок», и его сторонников мало. Но, если раздражение в обществе будет нарастать, то этот вектор может быстро усилиться за счет недовольных. Не случайно государство чётко обозначило красную черту по этому владимирскому «сидельцу» – все структуры, поддерживающие его движение, могут превратиться в экстремистские, то есть подрывающие национальную безопасность. А с экстремистами в стране разговор будет короткий.

Но, опять же, только карательными мерами не обойтись. Не случайно Путин в своем послании озвучил целый пакет социальных мер. Среди них и поддержка семей с детьми, и увеличение количества бюджетных мест в вузах для молодежи и т.д. Меры, в принципе, неплохие, но это не более чем мягкая коррекция, нежели коренное изменение в социальном тренде. Проблем в данной сфере накопилось очень много, и одними «подарками» тут не обойтись.

Для внешних партнёров

А вот внешнеполитическая часть послания президента уже совсем другая. Предельно конкретная и даже резкая. Судя по всему, метания, отступления и уход от ударов закончились. Обращение Владимира Путина к Федеральному Собранию стало финалом большой работы по прочерчиванию «красных линий» на местности.

Недавняя переброска нескольких армий и соединений на юг и запад страны, проведение красноречивых учений потребовало резюме. А оно таково – Донбасс в обиду не дадим, а о Крыме, вообще, не думайте. Если будете хамить и науськивать «табаки», то никому мало не покажется. Северное Причерноморье может стать закрытой зоной, а проект «незалежной Украины» – закончится.

Но дело не только в Украине. Запад в Восточной Европе ведёт большую стратегическую игру. Попытка госпереворота в Белоруссии о многом говорит – задача вытолкнуть Россию на край «хартленда» не снята с повестки. Владимир Путин назвал действия американской агентуры по устранению Лукашенко беспрецедентными.

И дело ведь не в том, что «батька» незаменим на данном этапе. А в том, что США, как отметил эксперт Ростислав Ищенко, ходят по очень опасной грани вовлечения в масштабный конфликт ядерной державы, каковой является Россия.

Президент РФ ещё раз напомнил, что у страны большой военный и ядерный потенциал:

«Россия обновляет военную технику в армии, в том числе ядерное оружие… «Авангард», «Пересвет» уже на вооружении, скоро в войска поступит «Сармат», довооружают (армию) ракетами «Кинжал», «Калибр» и «Циркон». Продолжается работа над «Буревестником» и «Посейдоном».

И, наконец, финальный акцент в обращении Владимира Путина:

«Организаторы любых провокаций против России пожалеют так, как давно уже ни о чем не жалели».

Заявление резкое, но оно-то как раз не о войне, а о мире. Иными словами, давайте «внешние партнеры» остановимся на мирной стадии, вот за эти «красные вешки» не надо заходить, и всем будет хорошо.

Но многие все равно задаются вопросом – а почему так поздно Россия обозначила свои «красные линии»? Ведь начиная с конца 80-х годов прошлого века СССР (а затем Российская Федерация) только сдавал свои позиции. Сначала исчез блок Варшавского договора. Западные партнеры заявляли о том, что не будут вовлекать в свою орбиту страны, входившие в этот блок.

Но куда там – довольно скоро в НАТО были затянуты Чехия, Венгрия, Польша и иные «осколки» ОВД. Затем были речи о том, что не тронут бывшие республики СССР. Но и тут реалии оказались иными – страны Прибалтики превратили в восточный форпост НАТО, а теперь на всех парах подбираются и к Украине. И только когда натовцы, образно говоря, оказались на подходе к Ростову-на-Дону, России пришлось жёстко расставить «вешки».

Третий «звонок»

Причин тут много, но экономические – на первом плане. Российская Федерация с начала 90-х годов прошлого века решила строить принципиально иную экономическую модель, в отличие от СССР, который стремился к автаркии. То есть по максимуму развивать все возможные отрасли и по минимуму зависеть от внешних партнёров.

Конечно, новой автаркии не получилось. Советский Союз зависел от других стран по многим аспектам, особенно когда начал экспорт на Запад углеводородов. РФ упростила модель, безжалостно отбросив многие отрасли и погрузив в кризис внутреннее производство, а следовательно, и собственное население.

Произошла кардинальная либерализация финансового рынка страны – к нам потекли инвестиции, преимущественно спекулятивного характера. Возник и обратный тренд – олигархические группировки, заработав капитал в «сверхэффективных» секторах экономики, преимущественно сырьевых, активно выводили деньги за рубеж. Желание понравиться Западу, войти в плотный контакт с ним, трансформировалось в бесконечные уступки, но только с нашей стороны.

Первый «звонок» о том, что мы так и не стали друзьями, прозвучал в 2008 году – в Южной Осетии. Второй – на Украине, в 2014 году, когда домой ушёл Крым. Ввод экономических санкций за «аннексию» полуострова во многом отрезвил политическую элиту России. Стало понятно, что коллективный Запад упорно реализует стратегию, если не ликвидации, то максимального купирования «угрозы» с востока. Национальные интересны РФ, как ядерной державы, как оказалось, никто не собирался учитывать.

Слава богу, наша страна с 2014 года стала стремительно уходить от внешней продовольственной зависимости. Началась реализация программы импортозамещения и в промышленной сфере. Но, как считает доктор экономических наук Валентин Катасонов, многие реформы в стране оказались половинчатыми, а некоторые, вообще, остались на бумаге.

Самое грустное – не поменялась финансовая политика государства. Принцип валютной либерализации так и остался превалирующим. Попытки развернуть денежные потоки, уходящие из страны, предпринимались не раз, но главный вектор так и не поменялся.

Уже в марте нынешнего года Владимир Путин провёл совещание по поводу инвестиций в отечественную экономику. Тогда было заявлено, что власти будут всячески поощрять тех, кто станет вкладывать деньги в страну. Но, помимо стимулов, разумно ввести хоть какое-то ограничение на трансграничное движение капиталов в современной ситуации. Но об этом не было сказано ни слова.

Если говорить о послании президента Федеральному Собранию, то, по мнению Валентина Катасонова, оно не сбалансировано. Прозвучал целый ряд резких внешнеполитических заявлений, но они никак не подкреплены внутриэкономическими тезисами. Вывод эксперта:

«Пока никаких серьезных изменений в траектории экономического развития РФ не предвидится».

Иными словами, армия и флот – конечно, надёжные союзники России, но без серьёзной трансформации экономической модели страны они могут оказаться без надёжного тыла. Значительная часть политической элиты продолжает ехать по старым рельсам, по-прежнему надеясь, что с Западом удастся подружиться. Во многом именно из-за этого «красные черты» были обозначены столь поздно.

Сергей Осипов, Алексей Подымов
https://topwar.ru